10.07.2019

Осторожно мошенники

Основные виды совершения мошеннических действий Дистанционные мошенничества в настоящее время являются самым распространенным преступлением на территории города Вологды, Вологодской области и страны в целом. Виды мошенничеств очень разнообразны, но цель их всегда одна – ввести в заблуждение потерпевшего и завладеть персональными данными банковских карт. На сегодняшний день дистанционные преступления существенным образом влияют на состояние преступности в городе. Каждое 3 преступление, регистрируемое в городе, отнесено к данному виду. Материальный ущерб для граждан за прошедший год составил свыше 100 млн. рублей (100 млн. 440 тыс. рублей), за 2021 год – уже более 70 млн. рублей. Основными видами мошенничеств на сегодняшний день являются: 1. «Звонок от службы безопасности банка», составляет примерно 65% от всего числа зарегистрированных преступлений. Жертвой мошенников становятся лица всех возрастных категорий. Цель – получение доступа к конфиденциальным данным пользователя – логину и паролю, номеру банковской карты. На телефон потерпевших звонит неизвестный и, представившись сотрудником службы безопасности банка, сообщает о том, что по счету его банковской карты происходят подозрительные операции либо осуществлена попытка платежа или перевода. После чего узнают у потерпевшего реквизиты банковской карты (номер, код безопасности, срок действия карты) и коды, пришедшие в СМС-уведомлениях. В результате указанных действий осуществляют перевод денежных средств на другие счета путем подключения к онлайн-банку потерпевшего. Также мошенники путем обмана уговаривают граждан внести денежные средства через терминал на счета банковских карт либо абонентских номеров на так называемый «резервный счет». В большинстве случает интересуются о наличии банковских карт иного банка, после сообщают, что передают информацию сотрудникам службы безопасности и они перезвонят. После чего спустя несколько минут потерпевшему поступает вызов, где злоумышленник уже представляется сотрудником службы безопасности иного банка и пытается повторить вышеуказанную схему. 2. «Покупка товара в интернете», жертвой мошенников становятся лица возрастной категории от 18 до 40 лет. Цель – выдать себя за реального собственника товара, добросовестного продавца, уговорить покупателя на внесение предоплаты. Злоумышленник размещает объявление на известных досках объявлений – АВИТО, ЮЛА, JOOM, ВКОНТАКТЕ, INSTAGRAM о продаже товара по заниженной стоимости (ниже рыночной), с подробным описанием состояния и условий использования. Общение с потерпевшим осуществляет в ходе переписки в интернет-мессенджерах, в редких случаях путем телефонного разговора. Предлагает внести предоплату за товар, отправляет реквизиты банковской карты, после получения денежных средств мошенник как правило не выходит на связь. 3. «Информация о проводимых акциях путем общения в социальной сети», потерпевшими является возрастная категория граждан от 35 до 60 лет. Цель – получение доступа к конфиденциальным данным пользователя – логину и паролю, номеру банковской карты. В социальной сети приходит сообщение от знакомого пользователя (либо взлом страницы, либо создание копии страницы) с информацией о возможности получения выплаты денежных средств в честь «Дня рождения Сбербанка» или «акция «Сбербанк дарит подарки», в рамках государственной программы помощи ветеранам, в период пандемии COVID-19 и прочее. В ходе диалога путем переписки через интернет потерпевший сообщает реквизиты банковской карты и коды, которые приходят ему в смс-сообщении от банка. Также используются технологии «всплывающих окон», внешне схожих с оформлением официальных сайтов банков, где мошенники под вышеуказанными предлогами получают доступ к сведениям по банковским картам, когда потерпевший сам вводит эти сведения в «всплывающее окно». 4. В последнее время среди дистанционных мошенничеств набирают свою популярность мошенничества с использованием «сервиса поиска попутчика». Мошенники размещают на «BlaBlaCar» объявления о свободных местах в машине, ничем не отличающиеся от настоящих, и даже цены указывают в пределах нормы. Маршруты они выбирают как популярные, так и не очень. Когда пользователь откликается на объявление, мошенники в чате на сайте «BlaBlaCar» просят его связаться с ними в мессенджере «WhatsApp» и отправляют номер телефона. Поскольку политика сервиса запрещает пересылать в сообщениях контактные данные, «водитель» пишет номер словами. Обсуждение деталей поездки тоже на первый взгляд не вызывает подозрений. Мошенники охотно поддерживают разговор об интересующих пассажира подробностях и даже сами задают уместные в контексте поездки уточняющие вопросы. Мошенники готовы обсуждать детали поездки. Когда речь заходит об оплате поездки, жертве предлагают «купить билет» по ссылке якобы на «BlaBlaCar» (название сервиса присутствует в адресе сайта). Мошенники требуют предоплату через сайт. На самом деле никаких билетов «BlaBlaCar» не продает. Сервис позволяет водителю и пассажиру найти друг друга и в перспективе планирует брать небольшую комиссию за эту услугу, однако расплачиваться за поездку предлагает наличными. Еще один 2 признак мошенничества, который несложно заметить, — адрес сайта, на котором мошенники предлагают произвести оплату. Хотя в нем и упоминается «BlaBlaCar», от официального адреса сервиса он сильно отличается. Если пользователь все же перейдет по мошеннической ссылке, его попросят указать имя, фамилию и контактные данные. После того как пассажир заполнит анкету, его перенаправят на платежную форму, которая тоже расположена на мошенническом сайте. Это значит, что если жертва введет данные банковской карточки, то дело может не ограничиться потерей суммы «предоплаты». Также есть риск, что платежные данные будут украдены, что впоследствии может грозить еще более существенными финансовыми потерями. Само собой, после оплаты «официальный водитель», скорее всего, просто пропадет со связи. 5. После перехода медицинских учреждений на ведение электронной базы появился вид дистанционного мошенничества такой как: «Звонок из диагностической лаборатории», потерпевшими является возрастная категория граждан от 55 лет. Злоумышленник звонит своей жертве и говорит о том, что после проверки анализов у нее обнаружено серьезное заболевание. Для лечения данного заболевания требуются дорогостоящая вакцина либо дорогостоящие медицинские препараты. Называет определенную сумму и номер банковской карты для перевода денежных средств. Пользуясь доверчивостью и медицинской неграмотностью лица, злоумышленник присваивает себе денежные средства, переведенные жертвой на указанную банковскую карту